|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Теперь о самом волнующем - влиянии заземления аудиоаппаратуры на звучание. | ||||||||
Как это ни странно, но единого мнения о его целесообразности и воздействии на звук, похоже, не существует. Ни личный опыт, ни беседы с некоторыми известными конструкторами и производителями не позволяют сделать однозначный вывод о безусловной пользе "земли". | ||||||||
Ив-Бернар Андрэ (YBA), например, очень эмоционально заявил в интервью, что заземление отрицательно влияет на звук, делая его более зажатым и менее воздушным, а некоторые другие фирмы, наоборот, настоятельно рекомендуют заземлять все свои устройства. | ||||||||
Интересный подход к решению это проблемы продемонстрировал наш бывший соотечественник Владимир Шушурин (Lamm Audio). Он заявил, что его аппарат может действительно звучать по-разному с заземлением и без, это сильно зависит от качества имеющейся "земли", сети и других внешних условий. | ||||||||
На задней панели его усилителя имеется "секретный выключатель", отрывающий "землю" от корпуса аппарата. При этом пользователю предлагается прослушать оба варианта включения и выбрать, по его мнению, наилучший, так что последнее слово, как всегда, остается за вами. |
||||||||
|
||||||||
А между тем все компоненты такой аудиосистемы, будучи подключенными к заземленному усилителю, соединяются с "землей" через проводники или экранирующую оплетку межблочных кабелей, что может привести к появлению фона и различных помех. Кроме того, создается очень длинный и непредсказуемый нулевой контур, отрицательно влияющий на звучание тракта. Еще более неприятная ситуация может возникнуть, если в AV-системе есть видеомагнитофон, подключенный к коллективной антенне по входу и к заземленному усилителю по НЧ-выходу. Аппаратура оказывается заземленной совсем "криво", через оплетку антенного кабеля и длиннющий земляной шлейф, что очень опасно для техники (разность потенциалов между разными "землями" может достигать сотни вольт - проверено на собственном печальном опыте), да и звуку двойной контур вряд ли пойдет на пользу. В этих случаях корпуса всех аппаратов - а если стойка металлическая, то и ее тоже - необходимо надежно соединить между собой отрезками медного провода, разведя их "звездой" от заземленного усилителя. Для надежности контакта на концы шин следует запрессовать акустические наконечники-лопатки, а их прикрутить к корпусам винтовыми зажимами, причем "крокодилами" здесь лучше не пользоваться. |
||||||||
Если вы все же решили организовать общую "землю", то подключиться, используя отдельную линию, лучше всего по схеме, приведенной в статье "Электрический триллер. Эпизод II" ("Салон AV" №.../2001). Хорошим индикатором правильно построенного контура может служить виниловая вертушка с МС-головкой - если что-то не так, сразу появляется фон переменного тока. Здесь же стоит обратить внимание на наличие дополнительного сигнального провода у многих LP-проигрывателей, он-то как раз и нужен для соединения "массы" механизма и корпуса усилителя. Через интерконнекты в таком случае идет только сигнальный ноль, а наведенные токи - через упомянутый выше проводок с лопаточкой под винт. |
||||||||
В завершение темы стоит сказать, что на прошедших выставках "Hi-Fi Show" нам так и не удалось добиться от экзибиторов внятного ответа о наличии и качестве "земли" в номерах "Софителя" (розетки там, в основном, трехконтактные), где демонстрировались килобаксовые комплекты аппаратуры с навороченными сетевыми кондиционерами, однозначно требующими заземления. Ответы варьировались: "есть", "нет", "не знаем", "не мешайте работать". Вот так. |
||||||||
В качестве предупреждения еще раз хотим напомнить, что все эксперименты с сетью питания и заземлением без хорошего знания электрики лучше не проводить, последствия могут быть очень печальными. |
||||||||
|