|
||||||||
|
||||||||
Внутренняя проводка акустических систем. Те кабели, что соединяют клеммы, разделительные фильтры и динамики внутри акустической системы, то есть внутренняя проводка, как правило, может быть заменена на более лучшую,— ведь производитель, стремясь снизить затраты, всегда экономит на внутренней проводке и компонентах фильтров. Качество при этом снижается до минимально допустимого. Полезно бывает дополнительно задемпфировать корпус АС изнутри — применить демпфирующие материалы. Демпфирующий материал — это не звукопоглотитель (стекловолокно или минеральная вата). Прекрасно подойдут толстые листы клейкого материала, который используется для виброизоляции панелей в автомобилях, например в дверях. Можно усилить конструкцию корпуса, поставив распорку между правой, и левой стенкой АС или между передней и задней панелью. |
||||||||
Внутренняя проводка акустических систем. Те кабели, что соединяют клеммы, разделительные фильтры и динамики внутри акустической системы, то есть внутренняя проводка, как правило, может быть заменена на более лучшую,— ведь производитель, стремясь снизить затраты, всегда экономит на внутренней проводке и компонентах фильтров. Качество при этом снижается до минимально допустимого. Полезно бывает дополнительно задемпфировать корпус АС изнутри — применить демпфирующие материалы. |
||||||||
Демпфирующий материал — это не звукопоглотитель (стекловолокно или минеральная вата). Прекрасно подойдут толстые листы клейкого материала, который используется для виброизоляции панелей в автомобилях, например в дверях. Можно усилить конструкцию корпуса, поставив распорку между правой, и левой стенкой АС или между передней и задней панелью. |
||||||||
Зачастую расположение мебели и иных предметов интерьера в комнате таково, что приходится расставлять акустические системы по углам. Этого следует избегать. Находясь в углу, акустическая система начинает работать как рупорная, что при разработке этой АС совершенно не предполагалось. Время реверберации Т60 для низких частот увеличивается по сравнению с остальными частотами звукового диапазона. (Т60 — это время, за которое сигнал в помещении затухает до –60 дБ, оно характеризует реверберацию в помещении). Полезно не только отказаться от установки АС по углам, но и определить линию прослушивания в 15°. Поясню, что это значит. Если АС стоят параллельно стене за ними, пусть это будет 0°. Наша линия прослушивания будет непараллельна стене. | ||||||||
Симметричное расположение их относительно стены приводит к тому, что каждая АС возбуждает резонансы на одних и тех же частотах относительно боковых стен, потолка и т. д. "Расстроив" резонансы, мы получим более ровный бас и значительно более прозрачное звучание. | ||||||||
|
||||||||
Во-вторых, если АС уже "немолоды", то гибкость у них по сравнению с расчетной повышается: подвес становится более мягким, центрирующая шайба — более упругой. Смещение подвижной системы при том же токе возбуждения увеличивается, амплитуда звукового давления возрастает — добротность основного резонанса повышается. Мы можем эту добротность снизить, заткнув трубу, и как-то выровнять характеристику АС в области низких частот. |
||||||||
Вместо одного стерео усилителя неплохо иметь два. Одинаковых. Один из них использовать для подключения в режиме bi-amping левого канала, второй — для подключения правого в том же режиме. Обратите внимание: не следует подключать один усилитель на басовые секции АС, а второй — на высокочастотные. Именно так: одну "половину" усилителя — на бас одного канала, другую — на "верх" того же канала. |
||||||||
Постарайтесь расположить усилители мощности как можно ближе к клеммам акустических систем — тогда вы сможете использовать короткие кабели от усилителя к АС и максимально задействовать демпфирование НЧ-головки усилителем. Иначе говоря, следует ориентироваться на короткие кабели от усилителя к АС и на длинные межблочные кабели. Это лучше, чем наоборот. Замечу также, что в большинстве случаев вы еще и экономите деньги, поскольку кабели от усилителя к АС обычно дороже межблочных. |
||||||||
|
||||||||
Покупаете ли вы кабели к АС, или делаете их сами, всегда используйте экранированные. Я считаю, что вследствие радиочастотного загрязнения эфира (СВЧ, BlueTooth и т. п.) в ближайшем будущем неизбежен полный переход аудиосистем на экранированные кабели. |
||||||||
Некоторые утверждают, что могут слушать музыку только на достаточно большой громкости, особенно если требуется оценить качество звучания. Это заблуждение. Если по каким-то причинам не удается получить качественный и в то же время тихий звук, значит, с вашей аудиосистемой не все в порядке. |
||||||||
Нужно ставить АС как можно дальше от проигрывателей грампластинок и компакт-дисков. Звуковые волны неизбежно мешают слежению за дорожкой независимо от того, делает это луч лазера или игла звукоснимателя. |
||||||||
Некоторые записи нуждаются в том, чтобы довольно сильно развернуть АС в сторону слушательского места. Иначе говоря, воображаемые оси излучения правой и левой АС должны пересекаться перед слушателем. Дело в том, что при записи нередко используется такая расстановка микрофонов, когда их оси пересекаются. Эта расстановка называется X-Y. При другой расстановке микрофонов — A-B — оси АС должны пересекаться позади слушателя. Часто случается, что мы слушаем записи X-Y при положении АС A-B. Стерео картина при этом нарушается. В особенности страдает ее глубина. |
||||||||
Я уже упоминал о демпфировании корпуса АС. Чтобы установить, необходимо ли такое демпфирование, прислоните ухо к стенке корпуса и определите, откуда исходят мешающие призвуки. Займитесь их устранением и послушайте еще раз. Панельные резонансы наиболее неприятны, поскольку площадь всех поверхностей корпуса АС может быть весьма значительной. Сами посудите: динамик по площади маленький, а площадь всех панелей большая. Часто колебание панели, будучи в десять раз меньше колебания самого динамика, создает одинаковое с ним звуковое давление. Уменьшив паразитные шумы от корпуса АС, мы получим более чистое звучание. Есть и другие способы оценки вибраций для случаев, когда прикладывание уха к стенкам корпуса не позволяет судить о них. Используйте фонендоскоп. Или головку звукоснимателя. Какую-нибудь старую, почти отслужившую свое и типа ММ, естественно. Присоедините выводы головки к усилителю и поместите ее иглой на стенку корпуса работающей АС. Так вы сможете оценить вибрации, причем, измерив, напряжение на выходе головки или усилителя, вы получите и количественную оценку механических вибраций. Микрофон здесь не поможет, ведь он будет ловить еще и звук от АС. Отмечая показания вольтметра на выходе усилителя головки звукоснимателя, вы поймете, удалось вам снизить вибрации стенок или нет. Да, на это, скорее всего, уйдет несколько дней, но это время будет хорошим вложением в ваше хобби, и сознание этого принесет вам удовлетворение. |
||||||||
Чтобы установить АС под правильным углом, можно с успехом воспользоваться направленным светильником или лазерной указкой. |
||||||||
Крайне полезно максимально выровнять временные соотношения между левой и правой АС. Иначе говоря, измерьте рулеткой расстояние от слушателя до АС и постарайтесь сделать это расстояние одинаковым для левой и правой АС. |
||||||||
Как и микрофон, акустическая система должна быть точечным источником звукового давления. Однако многие АС являются линейными источниками (line sourсe). Получается, что для воспроизведения записи, сделанной для точечного источника звука (сферической волны), используется линейный источник (цилиндрической волны). Так что если вы собрались делать акустические системы, постарайтесь приблизить свое создание к точечному источнику. |
||||||||
Всегда осторожно обращайтесь с кабелями, старайтесь не перегибать их, это нарушает структуру проводника. Держите кабели максимально выпрямленными. | ||||||||
Заметьте, электропитание всей аппаратуры лучше организовать от одного источника. Если усилитель включен в розетку на одной стене, а предусилитель — в розетку на другой, то образуется петля по заземлению. Как в электросети, так и в соединительном кабеле. Поскольку в петлю попадают сетевые трансформаторы, то прибавляются электромагнитные помехи. Постарайтесь подключить все в одну розетку, опытным путем установив, какая из розеток создает минимум помех и фона. |
||||||||
У нас есть такой приборчик — впервые я упомянул нашу продукцию, и это похоже на рекламу, хотя здесь я не стремлюсь рекламировать "van den Hul"— пробник полярности. Он измеряет остаточное напряжение на корпусе прибора. Отсоедините от аппарата все кабели, кроме сетевого, прикоснитесь пробником к корпусу и снимите показания пробника. Затем переверните вилку в розетке и измерьте снова. Корректным будет то включение, при котором остаточный потенциал на корпусе меньше. |
||||||||
Сетевые и сигнальные кабели никогда нельзя прокладывать параллельно. Они должны быть разнесены друг от друга, а если уж пересекаются, то под прямым углом. Также следует максимально разнести друг от друга аналоговые и цифровые (или видео-) кабели. Коаксиальные — в первую очередь, поскольку у них эмиссия цифрового сигнала в окружающее пространство, как правило, велика. |
||||||||
Оптические цифровые кабели оказываются иногда полезны в сложных аудио видео комплексах — они позволяют электрически отделить один набор оборудования от другого и избежать петли по заземлению. Однако если такой необходимости нет, старайтесь их не применять, остановите свой выбор на коаксиальных электрических. Дело в том, что при оптической передаче происходят два преобразования сигнала (электрический в оптический и обратно), а это не способствует повышению качества звучания. |
||||||||
И еще: не забывайте следить за чистотой всех контактов аудиосистемы и очищайте их раз в три месяца. |
||||||||
Всего сказанного, наверное, хватит для начала. Желаю успехов вашим читателям. |
||||||||
С А. Й. ван ден Хулом беседовал С. Таранов |
||||||||
|