Статьи и публикации Покупка, настройка и уход за проигрывателями Thorens серий 300 и 500
Alex Korf 
К проигрывателям серии 300 относятся модели 316, 318, 320, 321, 325, 2001, 2001 Isotrak, 3001, Phantasie и Ambiance. К серии 500 относятся Thorens 520 и 521.
Еще 10 лет назад, располагая где-то тысячей долларов США, можно было выбирать из довольно большого количества новых, качественных и интересных проигрывателей винила. При грамотном подходе к делу, сдачи с покупки вертака хватало ещё и не не самую дрянную головку звукоснимателя для начала. К сожалению, cие время безвозвратно кануло в Лету.
Thorens td 320
Сейчас с этими деньгами можно купить криворуко скрученную чешскую или английскую поделку из ДСП с фторопластовым подшипником, или пластмассовую японскую ерундовину в худших традициях 1980-х годов прошлого века.
Сталкиваясь с таким надувательством, покупатели совершенно справедливо обращают своё внимание на рынок подержанной техники, где за те же деньги можно взять если и не «топовую», то во всяком случае вполне приличную вертушку, которая прослужит ещё много лет, и которую можно продать без особой потери в деньгах, когда придёт время двигаться дальше (или просто когда надоест). Торговцы подержанной техникой давно распознали эту тенденцию, и предлагают массу совсем или не до конца убитой техники «золотого века» Hi-Fi по совершенно несоответствующим ценам. В этой области, увы, влияние моды и авторитетов очень сильно.
К счастью, есть целая огромная серия проигрывателей швейцарской фирмы Thorens, которую властители умов считают недостойной внимания (видимо, потому, что их делали недавно и убитых машин ещё мало).
Это серии 300 и 500, отличающиеся от классических Thorens совершенно другой системой подвески. В Thorens-ах 1970-х годов использовались конические пружины и металлические подвесные рамы.
В сериях 300 и 500 подвесные платформы с подшипником опорного диска и площадкой крепления тонарма связаны с корпусом через плоские ленточные пружины.
Звук
Thorens td 520
На мой субъективный взгляд, проигрыватели Thorens серии 300 и 500 превосходят все предыдущие модели этой фирмы, включая «профессиональные» модели 125, 126 и 127. Thorens 520 и 521, по-моему, вообще являются лучшими проигрывателями, когда либо массово выпущенными фирмой Thorens.
Подвеска на ленточных пружинах, помимо простоты регулировки, содержит гораздо меньше резонирующих деталей, чем традиционная. Подвесная часть проигрывателя из MDF тоже меньше «звенит», чем литая.
Другое крепление подшипника опорного диска и тонарма даёт гораздо лучшую механическую «землю», нежели традиционная конструкция.
Я, пожалуй, даже скажу совсем неполиткорректную вещь. Грамотно настроенный проигрыватель Thorens 500-й серии играет существенно лучше, чем Linn LP12 в топовой конфигурации.
Технически это неудивительно, Linn всего лишь удачная вариация на тему Thorens 150, но такова магия этого имени, что даже упомянуть эти две вертушки в одном предложении мало кто решится. Цены сравните сами.
Покупка
Thorens серии 300 можно грубо разделить на два поколения: с 16-полюсным высокооборотным двигателем с маленьким шкивом привода, и с тихоходным 24-полюсным двигателем. На рынке предлагается такое количество этих проигрывателей в прекрасном состоянии, что, честно говоря, я не вижу смысла в покупке машины первого поколения. К ним относятся все проигрыватели выпуска до 1988 года. Внешне их легко отличить по более архаичной форме ручек, такой же, как на Thorens серий 150 и 160.
Основные различия между массовыми проигрывателями второго поколения сводятся к трём пунктам: тонарм, подшипник, внешний диск. У относительно дешевых 316 и 318 устанавливались тонармы TP 28 или TP 50, подшипник стандартной обработки и приблизительно сбалансированный внешний диск.
Эти тонармы совершенно адекватны любым головкам типа ММ, но, к сожалению, несмотря на подходящую приведённую массу, мало годны для головок типа МС. Разница между этими моделями в тонармах и наличии автостопа. С учётом не самого высокого качества подшипника и диска, это проигрыватели высокого начального уровня, но не более.
Далее идут проигрыватели 320 II, III, 2001 и 3001. На них ставился, наверное, самый лучший когда-либо сделанный фирмой  Thorens тонарм – TP 90. Он вполне может потягаться с серьёзными тонармами типа Rega RB300 или SME 309. Большинство хороших МС головок на нём довольно счастливы. У 320 II и III обычные подшипник и диск, у 2001 подшипники особой полировки и прецизионно сбалансированный наружный диск.
У модели 3001 подшипник особой полировки и выточенный, а не литой наружный диск. Что подшипники, что наружные диски, кстати, абсолютно взаимозаменяемы, наружные диски так вообще во всей линейке Thorens аж с модели 150. Кроме того, у моделей 2001 и 3001 немного другой, более тяжёлый корпус. На 2001 попадался тонарм TP 50, который покупать не надо. Есть ценные версии 2001 и 3001 с тонармом SME 309.
SME 309
Модель 325 – это максимально удешевлённый в производстве 320 III. Их делали перед самым банкротством, и много наделать не успели.
Ну и, наконец, 520 и 521. У них такой же внешний диск и подшипник, как у 2001, плюс широкое шасси под 12-дюймовый тонарм (хотя можно поставить и 9-, и 10-дюймовый), внутренний диск со стробоскопом как в 125, 126 и 127, более продвинутая схема управления мотором и иногда забавный отдельный от тонарма микролифт с автостопом.
Они бывают с тонармами TP 90 или TP 90 L (неплохо), TP 16 L (довольно посредственно), SME 3012 (на любителя, я к ним не отношусь) и SME 312 (самое то).
Наконец, экзотика. Phantasie – 320 первого поколения, полностью сделанный из прозрачного акрила. Звучит так же, как 320, стоит во много раз дороже.
Для коллекционера. 2001 Isotrak – 2001 с подшипниками швейцарской фирмы Isotrak, давно сотрудничавшей с Thorens, в шпинделе диска и тонарме TP 90 Isotrak. Кроме того, наружный диск из акрила с вклеенными металлическими блямбами. По идее должен звучать очень хорошо, но мне ни разу не попадался. Ambiance – 2001 Isotrak в довольно уродливом «модном» деревянном корпусе. Бывает с тонармами TP 90 Isotrak и SME 309. Обычно очень дорог.
На что смотреть при покупке
На внешнее состояние. Ровность зазоров между «плавающей» и фиксированной половинками проигрывателя – зарок здоровья подвески. Если есть возможность потрогать проигрыватель, ткните шпиндель диска ровно вниз. Подвесная часть должна полсекунды мелко (и вертикально!) потрястись и немедленно и полностью затихнуть.
Проигрыватель с убитой подвеской не надо покупать ни за какие деньги. Запчасти очень дороги. В остальном я не видел проигрывателей этих серий, которые не удавалось бы вылечить заменой масла в подшипнике и приводного ремня. Не обращайте внимания на спадающий со шкива мотора при запуске или остановке ремень. Это не неисправность, и исправляется за 20 секунд.
Приводной ремень для первого и второго поколения 300-й серии разный не только по размеру, но и по жёсткости. Пожалуйста, не экономьте на ремнях. Со старым ремнём стабильной скорости вращения добиться не удастся. Нужно обязательно купить новый фирменный ремень Thorens, если он не прилагается к проигрывателю.
Подшипники второго поколения сильно отличаются от большинства других тем, что на них не возложена функция вязкостного торможения и нагрузки мотора. Поэтому, если вы смажете их вязким маслом, то детонация звука вас неприятно удивит. Так что только жидкое масло типа веретённого.
Настройка
Ну вот, купили, принесли домой. С чего начать настройку? С горизонтальной поверхности. Если у вас нет уровня, то нечего и начинать. Ничего путного не получится. Лучше всего круглый уровень с пузырьком посередине, но если нет, то сойдет и плотницкий.
Для начала надо выровнять поверхность, на которой будет стоять проигрыватель. Да, это очень важно. Нет, это никак нельзя пропустить. Нет, «на глаз» не сгодится. Потом надо взгромоздить на нее вертушку и выровнять её неподвижную часть. Это проще всего сделать подкладыванием бумажек под ножки. Теперь начинается интересное.
Снимите наружный диск, переверните его и поставьте обратно на внутренний. Он замечательно фиксируется и так. Положите на него сверху мат, а на него ненужную пластинку, приблизительно посередине. Точность тут не особо важна. Теперь возьмите фирменный ключ (или просто большую крестовую отвёртку) и выставьте по уровню горизонтальность подвешенной части проигрывателя. Если вы когда-либо делали то же с проигрывателями Thorens первых серий, Linn, Michell, Oracle, Alphason, Yamaha PF или им подобным, то вы непременно возблагодарите конструктора 300-й и 500-й серии. Нет ничего проще.
thorens td 520 настройка
Помимо горизонтальности, необходимо соблюсти и правильную высоту подвески (рис. 2). Это крайне несложно и описано в руководстве. А вот что в руководстве не написано, так это то, что при этом обязательно надо соблюдать параллельность осей шпинделя диска и мотора. Если вы не выставили стол и корпус проигрывателя строго горизонтально, то шансов соблюсти либо проверить эту соосность у вас нет. При наличии угла между этими осями звук будет плавать, поэтому возвращаемся к началу и устанавливаем вертушку строго горизонтально.
 В некоторых моделях 300-й серии можно настраивать угол оси мотора, подтягивая или отпуская третий саморез дюралевой планки крепления мотора. Как показывает практика, лучше убрать эту настройку и аккуратно притянуть мотор саморезами через штатные отверстия.
Проигрыватели Thorens сделаны настолько хорошо, что если вы выставили горизонтальность шасси и подвески, то больше ничего настраивать, как правило, не надо.
Привод
Drive unit Thorens Reference
Берем этанол или изопропил, какой-нибудь впитывающий нетканый материал и тщательно обезжириваем шкив мотора, боковую поверхность внутреннего опорного диска и приводной ремень. Ремень вообще надо лапать как можно меньше. Если у вас есть нитяные перчатки (продаются в фотомагазинах, стоят копейки), то все манипуляции с ремнем лучше делать в них.
Надеваем ремень, устанавливаем наружный диск. Внимательно смотрим, нет ли на крае внутреннего и наружного диска точечек, нанесённых краской или керном. Если есть, то совмещаем их. Кладём на диск мат, нажимаем «старт». Если всё работает, поздравляю, проигрыватель настроен. Устанавливайте голову, настраивайте тонарм и наслаждайтесь.
Увы, чаще всего в этот момент слышен скрип ремня и диск останавливается. Ремень соскочил. Не надо подгибать направляющую ремня. Она ни при чём, как её не верти, удержать ремень на шкиве она не может. Лечится это совершенно по-другому.
Аккуратно снимаем шкив с вала мотора. Это очень просто, надо ровно и сильно потянуть его вверх точно по оси.
Берем монтажный скотч, толстый такой, можно армированный.
Вырезаем из него две полосочки шириной 2мм и аккуратненько наклеиваем (не натягивая!) их на верхнюю и нижнюю границы боковой поверхности приводного шкива мотора (надеюсь, вы не забыли его обезжирить и с тех пор не заляпали?).
Обрезать излишки не надо, слишком легко при этом повредить мягкий пластмассовый шкив. Это всё может неэстетично выглядеть, но на звук ни в коем случае не влияет. Ставим шкив на место, одеваем ремень – всё, проблема решена, ремень больше никогда не соскочит.
Ну вот, собственно говоря, и вся наука. В мире мало подвесочных вертушек, которые проще настраиваются. У вас теперь есть проигрыватель, который может сравниться с самыми серьёзными, и за который вы заплатили сущие копейки. Поздравляю.
Тюнинг
Желание улучшить имеющийся проигрыватель, не тратя при этом много денег, совершенно естественно. Проблема в том, что в Thorens 300-й и 500-й серий улучшать без кардинальной хирургии особо легко. 
Tuning Thorens td
С точки зрения качества воспроизведения звука самым полезным изменением была бы установка акрилового опорного диска от проигрывателя 2001 Isotrak. Увы, купить его невозможно, и компания, производившая его для Thorens (Clearlight Audio, http://www.clearlight-audio.de/) больше его не делает.
Я спрашивал. Впрочем, если у вас младший проигрыватель 300-й серии, то имеет смысл поставить на него наружный диск от старого проигрывателя Thorens выпуска 70-х годов. Их, как правило, балансировали лучше.
Можно купить и использовать тяжёлый прижим для пластинки. Я в этом не вижу особого смысла, но многие считают это необходимым. Не забудьте перенастроить подвеску с учётом веса прижима.
Можно попробовать поставить другие маты под пластинку вместо штатного. Я пробовал акриловые и был не впечатлён, однако один мой товарищ клянется, что медный мат просто преображает проигрыватель.
Мат из пробковой крошки тоже, как правило, хорош, насколько лучше или хуже штатного – решать вам. Опять же, не забудьте перенастроить подвеску, если вы решили использовать тяжёлый мат.
Фирма Clearlight Audio выпускает фланцы крепления подшипника и шелл звукоснимателя для тонарма TP 90 из специального вибропоглощающего материала.
Стоят они дорого, и я их не покупал. Теоретически несложно предположить, что некая польза от них будет. Вопрос только, насколько она соответствует запрашиваемой цене.
Некая особенность - на eBay периодически продаётся пластинка подшипника на замену штатной в 320 III, утверждая, что после её замены подшипник становится не хуже, чем в 2001/3001/500. Может, так оно и есть, только я не знаю, как вне механической мастерской выпрессовать имеющуюся пластинку и запрессовать новую. А если у вас есть механическая мастерская, то вы наверняка сами можете сделать пластинку подшипника не хуже.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права © 2003-2011. Разрешается использование при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/
+7 (926) 906-6548
+7 (495) 771-2800