Тест звукоснимателей
ИГРА В ОДНО КАСАНИЕ
Руслан ТАРАСОВ
НИ ОДНА ДЕТАЛЬ HI-FI КОМПОНЕНТА НЕ ОКАЗЫВАЕТ ТАКОГО ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ, КАК ГОЛОВКА ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ. ПОСЛЕ ЕЕ ЗАМЕНЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ДАЖЕ НЕДОРОГОГО ЭЛЕКТРОФОНА МОЖЕТ РАДИКАЛЬНО УЛУЧШИТЬСЯ, РАЗУМЕЕТСЯ, ЕСЛИ КАРТРИДЖ ТОЧНО ПОДОБРАН ПО МЕХАНИЧЕСКИМ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ. НАДЕЕМСЯ, НАШ ОБЗОР ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ С СОВМЕСТИМОСТЬЮ.
Начнем, однако, мы не с головок, а с того, насколько важна настройка всей подвижной системы проигрывателя для правильной оценки картриджей. Недостаточно выставить оптимальную силу прижима и антискейтинг - как раз эти параметры могут порой варьироваться в довольно широких пределах. А вот целый ряд геометрических установок должен быть сделан с максимальной точностью - их нарушение может просто исказить звук. Так что прежде чем делать любые выводы о качестве звукоснимателя, мы настоятельно рекомендуем вам проверить все изначальные настройки вашей вертушки под применяемую голову. Для этого понадобится, как можно более мощная лупа (для оценки износа иглы), шаблон (Protractor) для проверки тонарма и угла горизонтальной коррекции звукоснимателя (Offset Angle), небольшое зеркальце, которое поможет увидеть отклонение иглы от вертикали (Azimuth), и инструменты для регулировки высоты тонарма, задающей вертикальный угол (Vertical Tracking Angle, VTA). Кстати, владельцы проигрывателей Pro-Ject могут заметно упростить себе эту задачу приобретением специальной оснастки Cartridge Alignment Tool.
Звукосниматели можно разделить по типу электромеханического преобразователя (Moving Magnet или Moving Coil), по профилю иглы (сферическая, эллиптическая или специальной формы), по гибкости подвеса иглодержателя, что очень важно для согласования с тонармом (читай врезку) и, наконец, просто по весу головки. Но мы поступим проще: сначала разделим все картриджи по цене, а подробности изложим уже в процессе обзора.
Вряд ли кто станет для своей вертушки покупать звукосниматель дешевле штатного. Вот почему в первую группу мы отнесли ММ-картриджи уже довольно высокого класса, стоимостью под $150, среди которых нет ни одного с примитивной сферической иглой. В этой ценовой группе наивысшим доверием пользуются, пожалуй, две марки: Audio-Techniсa и Ortofon. Японский картридж AT120E сделан с образцовым качеством, его катушки намотаны проводом из длиннокристаллической меди с похвально малым разбросом характеристик (не более 1 дБ). Средний вес, умеренная подвижность иглодержателя и стандартная высота делают его совместимым почти со всеми видами тонармов. Впрочем, то же можно сказать и о датской головке Super OM 20 - конкуренты даже звучат похоже: прохладно, искристо, с вескими басами. Отличительной особенностью AT120E является игла с эллиптическим профилем и минимальными радиусами (r/R 7/17 мкм), а достоинством Super OM 20 (игла тоже эллиптическая, но чуть крупнее - r/R 8/18 мкм) можно считать сниженную эквивалентную массу иглодержателя. Оба звукоснимателя рассчитаны на сравнительно небольшую прижимную силу: 1,4 - 1,5 г.
Еще более впечатляющими характеристиками обладают американцы Grado Prestige Red и Prestige Silver, воспроизводящие диапазон до 55 и 60 кГц. Но не за счет еще более тонкого профиля иглы (как можно предположить), а благодаря особой конструкции преобразователя, которая избавляет этот звукосниматель от главной проблемы ММ-головок - повышенной зависимости от емкости кабеля и входных каскадов корректора. Впрочем, при лучшей электрической совместимости этот звукосниматель более капризен к механике - из-за менее податливого кантиливера применять его следует на тонармах с довольно высокой эффективной массой. Отличаются модификации только качеством проводников катушек. У «красной» она выполнена бескислородной медью, у «серебряной» - «ультрачистой» длиннокристаллической.
Головки начального уровня компании Rega Super Bias и Bias 2 по сравнению с предшественницей Bias отличаются повышенным до 6 - 7 мВ выходным уровнем. Но если у «супера» это улучшение было достигнуто за счет более мощного магнита (решение оправданно лишь в том случае, если оно не привело к росту эквивалентной массы иглодержателя), то в «двойке» установлены катушки с параллельной намоткой. Super Bias и Bias 2, как и все звукосниматели Rega, рассчитаны на тонармы и корректоры той же марки. Хотя если ваш тонарм может подстроиться под высоту головки 13 - 14 мм, а сопротивление и емкость фоновхода на усилителе составляет стандартные 47 кОм и 100 пФ, то проблем не будет. Оптимальная прижимная сила - 1,75 г.
Тем, кто готов заплатить за звукосниматель до 300 долларов, имеет смысл купить голову с гиперэллипсной иглой или MC-картридж, или вовсе диковинную конструкцию вроде Stanton 881 Mk II S, которая допускает монтаж прямо на головке крошечной чистящей щеточки (прием, конечно, не аудиофильский, но для прослушивания подпорченных неряшливым обращением винилов весьма действенный). Кстати, о Stanton. Насколько популярен этот брэнд среди ди-джеев, настолько же, можно сказать, мало известен меломанам. А зря. Модель 881 Mk II S была создана специально для Hi-Fi и рассчитана на крайне щадящее воспроизведение с минимальной силой прижима в 1 г. Для архивного винила этот звукосниматель может подойти как нельзя кстати. Но пластинки в хорошем состоянии проигрывает жестковато, с заметным подъемом ВЧ.
Теперь обратимся к продукции признанных мэтров. У Audio-Techniсa есть уникальная голова AT440ML, дающая рафинированный звук с минимальным уровнем шумов даже на сравнительно старых грампластинках. Объясняется эффект просто. Гиперэллиптическая игла AT440ML касается той части дорожки, до которой ранее не доставали сферические или эллиптические иглы - вот и получается, что старый диск звучит как новый. При этом острие иглы не задевает дна канавки, где скапливается мелкая пыль - отсюда и меньший уровень шумов. В ассортименте Ortofon я бы советовал присмотреться к головкам с аналогичными гиперэллиптическим иглами. Ее Super OM 30 уже на протяжении многих лет держит репутацию отличного ММ-картриджа, а MC 15 Super Mk II - ну, вы, наверно, уже сами догадались по названию...
Совершенная ММ-головка есть и у компании Grado. Экземпляры Prestige Gold отбираются по минимальному разбросу параметров Prestige Silver (они были описаны выше - выделяются среди конкурентов меньшей чувствительностью к емкостной нагрузке) и составляют примерно 5% от всей из партии. Если этот картридж подойдет к тонарму, может получиться живой, исключительно локализованный и не окрашенный на высоких частотах звук.
Для поклонников Rega звучание головки Elys стало каноническим: пусть не совсем чистым, с легкой поволокой, но буквально одухотворенным, почти мистическим. Тайной остается и то, чем эта модель отличается по конструкции от младшей Bias. А вот о новой модификации Elys 2, точно такой же, можно сказать определенно: параллельная намотка сделала звучание более чистым и точным. Замечательная ММ-голова, притом с большей надежностью следования.
Звукосниматели Clearaudio Aurum-Classics Wood и Goldring 1006 с эллиптическими иглами не отличаются по цене, но представляют принципиально разные подходы к конструированию. Aurum благодаря корпусу из дерева (выпускается также тяжелая модификация в стальном «теле») дает «вкусный» звук в басовом и среднечастотном регистрах, но слегка подкрашивает верх. 1006 на ее фоне выглядит высокотехнологичной новинкой: иглодержатель вставлен в эластичную муфту с особыми характеристиками - с разной податливостью в двух плоскостях. Результат: прекрасная надежность следования, высокая разрешающая способность, но немного нарушенный музыкальный баланс.
В заключение давайте взглянем на то, что можно приобрести, если на головку выделить бюджет, сопоставимый со стоимостью вертушек в тесте. Оправданно ли это? Мы перепробовали несколько вариантов и можем ответственно заявить: вполне!
Вручную собранная Rega Super Elys, как и ее вариант с гиперэллиптической иглой Exact (правда, производитель пользуется другим определением: Vita-style), отличается безупречным музыкальным балансом и высоким звуковым разрешением. Модель Exact, прямо скажем, недешевая для ММ-головки, более универсальна, а Super Elys все же лучше справляется с современными дисками.
ММ-картридж Goldring 1042 с экстремальной гиперэллиптической иглой Gyger S позволяет снять звук исключительной чистоты и детальности почти на любой вертушке, потому что неплохо ведет себя даже с недостаточно задемпфированным тонармом. Однако чтобы умерить ее рвение на краях диапазона, желательно иметь корректор с фильтром инфранизких частот и настройкой входной емкости. Со стандартной электроникой этот картридж может и не спеться.
Та же компания выпускает несколько отличных звукоснимателей МС-типа. В первую очередь стоит выделить Elite - эта головка сполна оправдывает свою цену тем, что совершенно не привносит в тональный баланс и звуковое пространство отсебятины, обладая при этом исключительно высокой надежностью следования и минимальной чувствительностью к пыли на дне канавки. Она сочетает точность и музыкальность - вот почему каждому ее звуку хочется верить. Более доступные по цене головки серии Eroica производятся как в обычном варианте (LX), так и с повышенным уровнем сигнала на выходе (модификация H) - это тоже интересные для экспериментов и выгодные по соотношению качество/цена экземпляры.
Наивысшую точность воспроизведения, сравнимую с той, что обычно показывают лишь эксклюзивные головки за несколько тысяч долларов, обеспечивают Audio-Techniсa AT-OC9ML (ML в обозначении указывает на особый профиль иглы MicroLine) и Ortofon MC Kontrapunkt. К первой вместе с инструкцией прилагается лента самописца Bruel & Kjaer с АЧХ конкретного картриджа. «Контрапункты» же выпускаются с различными иглами: у модификаций A и H она просто гиперэллиптическая (r/R 8/40 мкм), а у B и C профиль иглы максимально приближен к резцу рекордера (r/R 5/80 мкм). Очень легкие иглодержатели и микроскопические катушки, находящиеся в постоянном и однородном магнитном поле, позволяют преобразовывать механические колебания в электрические с минимальными искажениями.
Audio-Techniсa AT120E
Grado Prestige Red
Rega Bias 2
Ortofon Super OM 20
Grado Prestige Silver
Audio Techniсa AT440ML
Stanton 881 MkIIS
Audio-Techniсa AT120E
Grado Prestige Red
Rega Bias 2
Ortofon Super OM 20
Grado Prestige Silver
Audio Techniсa AT440ML
Stanton 881 MkIIS
Clearaudio Aurum Classics Wood
Goldring 1006
Grado Prestige Gold
Rega Elys
Ortofon MC 15 Super Mk
Ortofon Super OM 30
Rega Elys 2
Clearaudio Aurum Classics
Goldring 1006
Grado Prestige Gold
Rega Elys
Ortofon MC 15 Super Mk
Ortofon Super OM 30
Rega Elys 2
Goldring 1042
Rega Super Elys
Goldring Elite
Goldring Eroica LX
Audio-Techniсa AT-OC9ML
Rega Exact
Ortofon MC Kontrapunkt
Goldring 1042
Rega Super Elys
Goldring Elite
Goldring Eroica LX
Audio-Techniсa AT-OC9ML
Rega Exact
Ortofon MC Kontrapunkt
ЧЕМ И КОГДА ЧИСТИТЬ?
Правильно отрегулированный тонарм, неизношенная игла звукоснимателя, бережное обращение - вот три основных условия, от которых зависит состояние (а стало быть, и ценность) вашей виниловой фонотеки. Однако есть и четвертый, причем кардинально влияющий на качество звучания фактор - с какой регулярностью и какими средствами следует поддерживать чистоту грампластинок?
Вопрос, кстати, очень щепетильный. В идеале число процедур чистки следует свести к минимуму - частая механическая или химическая обработка ничего хорошего винилу не даст. В то же время в чистке нуждаются не только записи, которые хранятся в фонотеке уже не одно десятилетие, но и новые. Давайте попробуем скомбинировать из всевозможных чистящих средств и принадлежностей оптимальную схему ухода.
Случай первый: новая пластинка, которой еще не касалась игла звукоснимателя. Достаточно перед проигрыванием убрать с поверхности пылинки, притянутые статическим электричеством. Лучше это сделать не бархоткой, а специальным роликом с клейкой лентой Milty Pixall Mk II - она не оставляет никаких следов и не загоняет пыль в канавки.
Случай второй: пластинка, проигранная несколько раз. В ее канавках уже накопилось незначительное количество мелких пылинок. Они легко извлекаются щеткой с тончайшими углеродными волокнами вроде Goldring Super Exstatic (второе ее достоинство - при трении диск не заряжается статикой). Этой щеткой не следует пользоваться каждый раз. Более того, после нее, как и перед каждым проигрыванием, винил лучше опять «прокатать» роликом Pixall Mk II - к диску вернется первозданная чистота.
Случай третий: любимая пластинка, проигранная многократно, но очень аккуратно. На вид как новая, но слышно потрескивание из-за пыли в глубине канавок. Эффективная «микстура» от такой напасти - антистатический состав Milty Permostat, который продается как отдельно, так и в наборе с двусторонней щеткой Duo-Pad для «мокрой» и «сухой» стадий обработки.
Случай клинический: пластинка, которая потрескивает уже настолько часто, что помеха напоминает несильный, но постоянный шум. В первую очередь он возникает от повышенного износа дорожек. Но причина нередко кроется еще и в изрядном количестве мельчайших механических частиц, скопившихся на дне канавки, которые обычной бархоткой просто так не вычистишь. В этом случае поможет «химчистка» аэрозолем Milty Permaclean. Его также можно приобрести в комплекте с Duo-Pad.
Комбинируя химическую обработку с сухой чисткой углеволоконными щетками Goldring Super Exstatic, можно добиться почти такого же результата, который дают специальные машины для «отмывки» грампластинок. Но не переусердствуйте - даже самые нежные щетки тоже затирают дорожки. И тем более не экспериментируйте с неспециализированными моющими средствами - загрязнения удаляют они, может быть, и хорошо, но следы самих средств после, бывает, ни в какую не отмываются.
Сократить число обработок вообще до теоретического минимума можно с помощью антистатических принадлежностей. Пистолет Milty Zerostat 3, излучающий поток положительных ионов, удобен для регулярного применения. Специальные антистатические конверты Goldring Exstatic решают проблему при многолетнем хранении. Их целесообразно использовать взамен обычных не только для дисков, которые прошли процедуры чистки, но и для новых экспонатов в вашей коллекции.
Milty PermostatMilty
Pixall Mk II
Goldring Exstatic
Milty Permaclean
Goldring Super Exstatic
Milty Zerostat 3
Milty PermostatMilty
Pixall Mk II
Goldring Exstatic
Milty Permaclean
Goldring Super Exstatic
Milty Zerostat 3
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ ГОЛОВКУ
При покупке полностью оснащенного проигрывателя за выбор оптимального сочетания тонарма и головки отвечает производитель или продавец. Но если вы собираетесь скомпоновать виниловый источник самостоятельно или хотите просто поменять картридж, придется вспомнить кое-что из физики и математики.
Как и любая другая колебательная система, подвес кантиливера вкупе с коромыслом тонарма имеет собственную резонансную частоту. Как правило, она находится в инфранизкой, не слышимой ухом области, но, тем не менее, заметно влияет на воспроизведение. Считается, что в идеале резонанс подвижной системы должен находиться в пределах 10 - 14 Гц. Более низкие значения (менее 6 Гц) опасны тем, что при проигрывании коробленых пластинок инфранизкие колебания иглы могут попасть в резонанс с подвесом и ее движение перестанет контролироваться. Кроме того, такие проигрыватели усиленно реагируют на колебания пола, т.е. шаги, работающий лифт или проезжающий рядом с домом грузовик. Высокий резонанс приближается к нижней границе рабочего диапазона, и проблемы с трекингом могут возникнуть при прослушивании, например, органных произведений (Fн ~ 20 Гц).
Как же определить резонансную частоту сиcтемы?
Существует эмпирическая формула, дающая довольно точные (±1 Гц) результаты:
Fр - искомая частота в герцах;
Mэф - эффективная масса тонарма в граммах. Как правило, приводится в его спецификациях;
Mг - масса головки в граммах. Всегда указывается производителем.
Mк - масса крепежа, т.е. винтов и гаек, которыми головка крепится к шеллу. Обычно принимается 0,5 г;
С - податливость кантиливера (compliance), измеряемая в см/дин x 10-6. Всегда указывается производителем головок.
Из формулы можно вывести главное правило: легкие тонармы лучше работают с «мягкими» подвесами (высокое значение compliance), а тяжелые, наоборот, с «жесткими».
Для примера рассчитаем резонанс тонарма SME 3009 Improved Fixed Head shell и головки Shure V15VxMR.
В спецификациях к тонарму и головке находим:
Эффективная масса тонарма 6,5 г. Вес головки 6,6 г.
Вес крепежа принимаем 0,5 г. Податливость 25 x 10-6 см/дин. Считаем:
1. (6,5 + 6,6 + 0,5) • 25 = 340
2. 3401/2 = 18,4391
3. 159/18,4391 = 8,6230 Гц
Однако расчет расчетом, а в жизни все может оказаться несколько иначе. Во-первых, существуют допуски при изготовлении тонармов и головок, а во-вторых, подвес кантиливера со временем «разыгрывается» или, наоборот, подсыхает. Поэтому лучше пользоваться измерительной пластинкой, например «Vinyl Essentials», записанной немецкой фирмой Image Hi-Fi. На ней есть специальные треки с частотами 6 - 16 Гц и шагом 2 Гц. Резонанс вы не только услышите, но и увидите - помимо звуковой интермодуляции на соответствующей частоте возникнут и механические колебания головки с большой амплитудой.
LIFT UP
Обычно, подводя итоги теста различных по цене аппаратов, мы делим их на разные «весовые» категории. Но сейчас это ни к чему. До порога $1000 все вертушки являются прямыми конкурентами друг другу ввиду своей немногочисленности. Вот почему мы возьмем на вооружение другой принцип - правило достаточности.
Законченными и абсолютно сбалансированными по всем характеристикам конструкциями являются Music Hall MMF-2.1LE за $350 и Pro-Ject 1 Xpression за € 410. Отлично зарекомендовал себя и Goldring GR2, но, принимая во внимание его цену (€ 588), а также тот факт, что исключительный звук ему обеспечил в первую очередь продвинутый аудиофильский звукосниматель, мы даем этой модели лишь «Рекомендацию».
Еще две «Рекомендации» мы решили отдать новинке Pro-Ject 2 Xperience (€ 800) и классике Rega P3 ($640). В тесте эти вертушки показали наивысший музыкальный потенциал, а каким он будет в реальности - зависит уже от звукоснимателя. В том, что производители оставляют выбор за вами и не навязывают своих головок, тоже есть плюс.
Теперь о том, чем запомнились оставшиеся модели. Pro-Ject Debut III по гуманной цене в € 278 и со штатным картриджем Ortofon OM 5E звучит не бедно, но все же довольно компромиссно. Если его звук покажется недостаточно точным в верхнем регистре, дождитесь скорого выхода версии Debut III SE с более высоким по качеству звукоснимателем OM 10E.
Аппараты NAD C 555 за $668 и Goldring GR1.2 за € 315 отличаются друг от друга только отделкой, а от Rega P2 (они вчистую скопированы с этой модели) - лишь звукоснимателем - вместо реговских головок установлены картриджи Goldring. Основное достоинство перечисленных вертушек как раз в этом - тонармы настроены под головки наиболее распространенной высоты, поэтому никаких проблем с выбором другой марки картриджа, какие испытывали владельцы проигрывателей Rega, у вас не будет.
Самый доступный Sherwood PM-9901 ($245) и куда более дорогой, зато и куда более именитый Thorens TD-240G (€ 550) проиграли по звучанию из-за относительно дешевых штатных головок, что не умаляет их достоинств. Сами вертушки не так примитивны, у них качественные тонармы, ими, наконец, удобно и приятно пользоваться. Если вы готовы с самого начала в «виниловый» бюджет включить статью расходов на классную головку, а штатную перевести на «скамейку запасных», то вряд ли пожалеете о сделанном выборе.
Теперь перейдем к корректорам. С полной определенностью можно сказать, что тестовое многоборье (помните, о чем мы говорили во вступлении?) выиграли два аппарата: немецкий Trigon Vanguard II за € 450 и Pro-Ject Phono Box SE за € 221. Первый заслуживает Grand Prix за универсальность. Второй - за отличное соотношение качество/цена. Из десятка моделей аудиофильским качеством звучания блеснули еще три корректора. Среди продвинутых - Clearaudio Basic Limited за $761, из середнячков - Rega Fono MM за $350 и из числа доступных - Goldring PA1 за € 118. Вся эта техника достойна «Рекомендации», причем отсутствие у двух последних блоков возможности прямого подключения головок с подвижной катушкой большим минусом мы не считаем - по качеству предпочтительней выглядит включение MC через повышающий трансформатор.
Чем хороши оставшиеся модели? В плюсы NAD PP 2 и Music Hall MMF-Phono Pack можно записать минимальную цену и одновременно - универсальность. К неоспоримым достоинствам Clearaudio Smart Phono - сверхкомпактные размеры и эталонное качество исполнения. Musical Fidelity X-LPS v3 блеснул отличными характеристиками и минимальными шумами, а Pro-Ject Tube Box - проникновенным информативным звучанием.
Со звукоснимателями еще проще. Мы не станем искать победителей, давать Grand Prix и «Рекомендации», а укажем только на те картриджи, которые, исходя из тех или иных обстоятельств, выбрали бы в качестве экспертных.
Самая привлекательная по цене головка с передовым гиперэллиптическим профилем иглы - это, конечно, udio-Technica AT440ML. Картридж ММ-типа Grado Prestige Gold при правильно настроенном тонарме способен «пробить» совершенный звук даже в посредственном корректоре. Другой звукосниматель с подвижными магнитами - Goldring 1042 - даст фору куда более дорогим MC-головкам по аккуратности и детальности воспроизведения. Для проигрывания старых пыльных дисков мы бы переключились на Stanton 881 MkIIS, а если бы стояла задача найти универсальный «всеядный» картридж, то выбор бы пал на новую Rega Elys 2. Exact, правда, в этом смысле еще лучше, но цена...
Из головок MC-типа выделим лишь две: Ortofon MC 15 Super Mk II, что уже давно признан пусть не эталоном, но стандартом в своем классе, и Goldring Elite - сверхнадежный и в то же время универсальный картридж с предельно внятным и точным звучанием. Конечно, есть штучки и покруче - взять тот же ортофоновский Kontrapunkt или новейшую «девятку» Audio-Technica. Но чтобы сделать выбор в пользу этих картриджей, надо быть не беспристрастным экспертом, а безумно любить свой винил.
0 Настройку тонарма можно заметно упростить с помощью специальной оснастки Pro-Ject Cartridge Alignment Tool.
SpyLOG
Рейтинг@Mail.ru
HotLog
Все права защищены © 2003-2011. Разрешается использование материалов при условии указания ссылки на сайт http://inthouse.ru/
inthouse@list.ru
+7 (926) 906-6548
vot2@mail.ru
+7 (495) 771-2800